Важная ремарка. В данной статье я описываю фиксированные данные (например таблица зависимости очков мастерства к получаемому луту и т.д.), а также мое понимание данной профессии. Конечно, турниров я не брал, и уж тем более не являюсь топ ремесленником ру региона, но новичкам данная статья точно будет полезна, для остальных же… С радостью приму конструктивную критику. Также, если у вас возникнут вопросы по сбору, вы всегда можете задать их, зайдя ко мне на стрим.

Кроме того, скорее всего уже после новогодних праздников, будет вторая часть с описанием основных спотов для сбора, видео по кругам, а также ожидаемому количеству серебра в час в зависимости от уровня мастерства

Сбор все еще является одной из самых выгодных профессий в мире Black Desert online, а если его умело комбинировать с другими ремеслами (например кулинарией, или алхимией), то можно получать прибыль даже больше, чем в нынешних топовых локациях для фарма, при этом не тратя драгоценные свитки удачи. В этом гайде мы попробуем разобрать основные плюсы и минусы данной профессии, разберемся как лучше прокачать мастерство сбора, разберем ремесленную одежду, рассмотрим таблицу мастерства сбора и многое другое. Начнем?


Плюсы и минусы сбора

Для того, чтобы у вас было представление о том, стоит ли вам идти в данный вид ремесла, я постараюсь привести основные плюсы и минусы данной профессии.

Плюсы

  1. Пожалуй главный плюс, это действительно классная прибыль, при условии, что вы комбинируете сбор с алхимией или кулинарией. Некоторые люди умудряются делать по 4-5 миллиардов серебра в день.
  2. Доступ к редким ресурсам, которые зачастую очень долго выкупаются  аукциона.
  3. Не нужно тратить свитки удачи, как итог у вас они копятся в по-настоящему гигантских количествах.
  4. Относительно свободные споты. Да, в 9 из 10 случаев прибежав на спот, он будет свободен, в противном случае просто сменив канал, опять же с вероятностью 9 из 10 на вашем споте никого не будет.
  5. Отсутствие зависимости от класса. В первую очередь, сбором нужно заниматься вашим основным классом, поскольку нам будет жизненно необходимо восстанавливать очки энергии. Конечно, если есть выбор, то лучше использовать персонажа с максимальными скоростью и скоростью атаки, но не критично важно. Стоит ли использовать такой класс как Шай? Только если вам действительно нравится данный персонаж, в противном случае также не критично.

Минусы

  1. Высокий порог вхождения. Чтобы получать хотя бы минимально вменяемое количество серебра, вам необходимо мастерство сбора >1250, а если вы хотите получать крутой доход, то >1650 (этот момент разберем чуть позже). На это у вас уйдет несколько сотен часов, а также 120-150 миллиардов серебра.
  2. Поскольку в cборе основная прибыль идет c аукциона, то необходимо постоянно поддерживать активным премиум, а также такие бафы как Благословение Камасильва (для большего регена очков энергии), и Свиток Убывающей  луны (дает бонус к получаемому ремесленному опыту).
  3. Необходимость расширения веса персонажа, или, хотя бы большое кол-во горничных. Поскольку в большинстве видов сбора (особенно при рубке древесины) падает множество различных видов предметов, то простое перекидывание итемок через коня не будет эффективным.
  4. Зависимость от очков энергии. На подавляющем большинстве спотов вы будете упираться в реген энергии (т.е. сливать очки энергии быстрее, чем она будет восстанавливаться). Восполнить очки энергии можно Эликсирами энергии, но даже используя их, почти на любом споте вы в конце концов израсходуете весь запас энки. Для того, чтобы полноценно влиться в сбор, вам нужно, на мой взгляд, хотя бы 400+ очков энергии (но, разумеется чем больше, тем лучше). Повысить очки энергии можно используя стеллажи с книгами в доме (актуально примерно до 300 ед. энергии), а также закрывая цепочки знаний (перейти в меню знаний можно нажав латинскую клавишу H).
  5. Размеренность. Мало кому понравится часами бегать по одному кругу нажимая одну кнопку. Хотя, для кого-то это может быть и плюсом.
  6. Временное отсутствие развития персонажа. Пока вы выкачиваете мастерство сбора, как ваш гир, так и лвл персонажа будут стоять на одном уровне.

Ели вас воодушевили плюсы и не отпугнули минусы данной профессии, давайте углубимся и рассмотрим такой показатель, как мастерство сбора.

Таблица мастерства

Итак, ознакомившись с положительными и отрицательными моментами, вы все же решили стать собирателем в БДО. Что ж давайте, для начала, ознакомимся с таблицей мастерства сбора в Black Desert online, а также разберем основные моменты:

Мастерство сбора Основные ресурсы Особые ресурсы Редкие ресурсы
Увеличение количества получаемых предметов (%) Увеличение шанса получения предметов (%) Увеличение количества получаемых предметов (%) Увеличение шанса получения предметов (%) Увеличение количества получаемых предметов (%)
2000 400.00 200.00 100.00 250.00 85.00
1950 385.0 192.5 96.2 240.6 80.2
1900 370.6 185.3 92.6 231.6 77.2
1850 356.3 178.1 89.0 222.7 74.2
1800 342.2 171.1 85.5 213.9 71.3
1750 328.4 164.2 82.1 205.2 68.4
1700 314.7 157.3 78.6 196.7 65.5
1650 301.3 150.6 75.3 188.3 62.7
1600 288.0 144.0 72.0 180.0 60.0
1550 275.1 137.5 68.7 171.9 57.3
1500 262.3 131.1 65.5 163.9 54.6
1450 249.8 124.9 62.4 156.1 52.0
1400 237.5 118.7 59.3 148.4 49.4
1350 225.5 112.7 56.3 140.9 46.9
1300 213.7 106.8 53.4 133.5 44.5
1250 202.2 101.1 50.5 126.3 42.1
1200 190.9 95.4 47.7 119.3 39.7
1150 179.9 89.9 44.9 112.4 37.4
1100 169.2 84.6 42.3 105.7 35.2
1050 158.7 79.3 39.6 99.2 33.0
1000 148.6 74.3 37.1 92.8 30.9
950 138.7 69.3 34.6 86.7 28.9
900 129.1 64.5 32.2 80.7 26.9
850 119.8 59.9 29.9 74.1 24.9
800 110.8 55.4 27.7 69.2 23.0
750 102.1 51.0 25.5 63.8 21.2
700 93.8 46.9 23.4 58.6 19.5
650 85.7 42.8 21.4 53.6 17.8
600 78.0 39.0 19.5 48.7 16.2
550 70.6 35.3 17.6 44.1 14.7
500 63.5 31.7 15.8 39.7 13.2
450 56.8 28.4 14.2 35.5 11.8
400 50.4 25.2 12.6 31.5 10.5
350 44.4 22.2 11.1 27.7 9.2
300 38.8 19.4 9.7 24.2 8.0
250 33.4 16.7 8.3 20.9 6.9
200 28.5 14.2 7.1 17.8 5.9
150 23.9 11.9 5.9 14.9 4.9
100 19.80 9.90 4.9 12.3 4.1
50 16.00 8.00 4.00 10.00 3.3
0 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00

Теперь, давайте кратко пробежим по каждому пункту и попытаемся понять, что он означает:

  • Мастерство сбора. Посмотреть данный параметр можно в меню персонажа (латинская клавиша P), нажав кнопку подробнее. Данный показатель можно поднять используя ремесленные: инструменты, одежду и бижутерию. Кроме того, собирая ресурсы будет прокачиваться ваш навык сбора. Всего есть 7 уровней и 131 подуровень, это: новичок 0-10, ученик 1-10, профессионал 1-10, эксперт 1-10, мастер 1-10, грандмастер 1-30 и специалист 1-50. За каждое повышение уровня мастерства вы будете получать + 5 единиц к мастерству сбора, а начиная со специалиста 20 и выше — по 10 очков мастерства.
  • Основные ресурсы. К ним относят то, что собираем в конкретный момент. Например при сборе при помощи тесака мяса — основным ресурсом будет являться мясо, а при рубке при помощи топора сосны, соответственно сама сосна и т.д.

    Важно. Существуют определенные пороги, при которых увеличивается максимальное количество добываемых основных ресурсов. К таким порогам можно отнести: 850 мастерства (максимальный прок основного ресурса = 12), 1250 мастерства (максимальный прок основного ресурса = 16) и 1650 мастерства (максимальный прок основного ресурса = 20). Частота максимального прока основного ресурса увеличивается с повышением мастерства.

  • Редкие ресурсы. К ним можно отнести такие предметы, как: Порошок древних духов, Камни Кафраса, Осколки черного кристалла, Заостренные и твердые куски черного кристалла, порошок феи и т.д.
  • Особые ресурсы остальные ресурсы, например Корень синего копыта, лепесток лейлы и т.д.

Следует понимать, что прирост к получаемым трофеям происходит каждые 50 ед. мастерства. Это значит, к примеру, что нет никакой разницы между 1200 и 1245 мастерства, но уже есть различие между 1245 и 1250 мастерства.

Баф на сбор

Бафы — это временные эффекты, которые повышают параметры персонажа. В данном случае, повышающие такие параметры, как: количество получаемого опыта, мастерство профессии, а также шанс получения предметов. Давайте разберем забаф как для новичка, так и для человека, достигнувшего капа в 2000 очков мастерства.

Для новичка

До тех пор, пока вы не выкачаете профессию до 2000 очков мастерства, почти в любой ситуации идеальным для вас будет следующий забаф:

  • Запечатанный том ремесла (15 дней). Можно купить на центральном аукционе за ~ 172 000 000 серебра. Эффект — увеличение ремесленного опыта на 50%. В теории выкупается довольно легко. Конечно, его можно заменить на Свиток ремесленного опыта. Время действия — 1 час. Эффект — увеличение ремесленного опыта на 50%. Но, во-первых он не суммируется с эффектом от запечатанного тома ремесла, а во-вторых их нельзя купить и вам будет постоянно их не хватать.
  • Круассан с морепродуктами Круассан с морепродуктами дает нам увеличение ремесленного мастерства на 25 единиц и опыта на 10%, а также увеличивает максимально переносимый вес на 200 единиц.
  • Эликсир зелени. Увеличивает ремесленный опыт на 20%, а также увеличивает максимально переносимый вес на 200 единиц.
  • Вместо эликсира зелени можно использовать: Зелье труда (+3% к шансу получения предметов при сборе), или зелье тяжелого труда (+5% к шансу получения предметов при сборе), а также, если нужно закрыть порог мастерства, можно выпить зелье мастерства (+10 к ремесленным навыкам), или зелье тяжкого труда (+15 к ремесленным навыкам).
  • Бальзам скорости. Увеличивает ремесленный опыт на 20%. Время действия 20 минут. Довольно дорогая химка, используем только в момент прокачки профессии (об этом подробнее ниже) и то, строго по желанию. Можно использовать одновременно с зельями, приведенными выше.
  • Баф пристанища Дух векового древа. Увеличивает восстановление энергии +1 и ремесленный опыт +10%. Можно забафать с донатной палатки, либо прибежав пристанище. И в том и в другом случае на вашем аккаунте должен быть активен баф свитка Убывающей луны (выкупается с аукциона, либо в премиум магазине F3), либо куплено приглашение в пристанище.
  • Баф камня жизни, по началу можно самого простого. Подробнее о камнях жизни поговорим в разделе экипировки.

Альтернативный баф

Если вы докачались до 2000 мастерства, либо понимаете, что без бафа круассана с морепродуктами вы не теряете порог мастерства (например в промежутке между 1825 и 1845),  вместо него можно использовать:

  • Пирог с инжиром Пирог с инжиром. Увеличивает шанс получения трофеев при сборе на 3%.
  • Чай сутэ Чай сутэ. Увеличивает количество получаемого ремесленного опыта на 8%. Конечно, вместо чая можно использовать салат из китового мяса, однако его очень сложно выкупить, а делать самому крайне не выгодно.

Также крайне важно, чтобы у вас всегда были активны: премиум, благословение Камасильва, а также пока прокачиваете мастерство сбора — свиток убывающей луны.

Экипировка

Правильно подобранное снаряжение поможет вам закрыть львиную долю мастерства сбора. Ниже мы поговорим про виды экипировки для сбора, а также приведем таблицы характеристик данных предметов.

Инструмент

Всего в БДО можно выделить восемь основных вида сбора, это: растения, подводный сбор, дерево, камень, мясо, кожа, кровь и сок. Существует еще и ручной сбор, но он маловыгоден. Для каждого из них нужен свой инструмент, а именно:

  • Серп для сбора травы и подводного сбора. На сборе травы (в данный момент) лучше всего качать мастерство сбора, но про это немного позже.
  • Топор для рубки древесины. Довольно прибыльное занятие за счет того, что на дереве (рубка или сбор сока) делается наибольшее количество камней кафраса. Также неплохо качается профессия.
  • Тесак необходим для сбора мяса. Наверное, один из самых прибыльных видов сбора, если правильно его комбинировать с кулинарией.
  • Шприц необходим для сбора сока с дерева и крови с животных. При сборе дерева мы получаем очень много кафрасов, а также кровь и сок очень выгодно комбинировать с алхимией.
  • Нож для шкур. Довольно спорный выбор, хотя знаю людей, которые на сборе кожи, комбинируя с обработкой (изготовлением), делают порядка 500 000 000 за 80 минут на капе профессии.
  • Кирка необходима для сбора камня. На самом деле это все, что я могу о ней сказать, хотя, наверняка тоже есть какое-либо профитное занятие.

Также все инструменты можно поделить на 4 грейда, это зеленый (лоджи), синий (Дастер), красный (Манос) а также не улучшаемые инструменты. На последних мы останавливаться не будем, поскольку они бесполезны, также аналог V-го инструмента для сбора Лоджи мы можем взять у NPC Норма Рейт, которая находится на узле Северное поле пшеницы (немного выше Кальфеона) за 50 очков влияния (данные инструменты дадут нам 280 очков мастерства). Также не вижу смысла расписывать количество мастерства для синих и красных инструментов ниже I уровня заточки, поскольку, получаемый бонус к мастерству все равно будет ниже, чем у инструмента взятого в аренду у Нормы Рейт.

Таблица мастерства в зависимости от уровня заточки для инструментов Дастер и Маноса I-V уровня усиления:

Уровень усиления Получаемое мастерство
I +95
II +125
III +180
IV +250
V +330
Уровень заточки Бонус к мастерству
I +120
II +160
III +220
IV +300
V +400

Инструменты Дастер можно купить на центральном аукционе, либо у таких npc как: Кераноа (Кальфеона), Дерджан (Двенкруне), либо, но значительно дороже у Зельда в Велии.

Инструменты Маноса можно получить, в меню изготовления L используя такие предметы, как: камень Маноса (агат) 5 шт.  (приобретаем у торговца кристаллами), растворитель для металлов 15 шт. (покупаем на центральном аукционе, либо изготавливаем самостоятельно), частица силы 50 шт. (нагреваем желтые камни инкрустрации), а также стальной инструмент 1 шт, аналог которого хотите получить (например для тесака Маноса нужен стальной тесак и т.д. Стальные инструменты можно скрафтить в мастерской).

Заточка инструментов для сбора происходит по тому же принципу, что и заточка оружия в игре. Подробный гайд по заточке в БДО тут

Одежда

Одежда собирателя в БДО представлена тремя грейдами: зеленый (Лоджи) синий (Кераноа) и крассный (Манос). Про то, какую выбрать новичку поговорим чуть ниже, а пока сухие факты (таблица мастерства ремесленной одежды, способ получения и заточка).

Таблица мастерства ремесленной одежды собирателя в Black Desert online

Ремесленную одежду Лоджи можно приобрести на центральном аукционе, либо у таких NPC, как: Камелии Лоджи (Ферма Лоджи), либо у Зельда (Велия, дороже).

Уровень заточки Повышение мастерства
+0 +3
+1 +6
+2 +9
+3 +12
+4 +15
+5 +18
+6 +21
+7 +24
+8 +27
+9 +30
+10 +33
+11 +39
+12 +45
+13 +51
+14 +57
+15 +63
I +70
II +90
III +130
IV +200
V +280

Одежду собирателя Кераноа можно приобрести на центральном аукционе, либо у таких NPC, как: Кераноа (Кальфеон), либо у Зельда (Велия, дороже).

Уровень заточки Бонус к мастерству
+0 +4
+1 +8
+2 +12
+3 +16
+4 +20
+5 +24
+6 +28
+7 +32
+8 +36
+9 +40
+10 +44
+11 +50
+12 +58
+13 +66
+14 +74
+15 +80
I +95
II +125
III +180
IV +250
V +330

Ремесленную одежду маноса можно купить на центральном аукционе, либо получить при крафте в меню изготовления (L) скомбинировав следующие ресурсы:
• лунный опал 30 шт. Можно купить на аукционе, либо путем нагрева (L — нагреть) редкий опал 3 шт. + растворитель для металлов 1 шт.
• камень Маноса (агат) 5 шт. Покупаем у торговца кристаллами за 5 000 000 серебра.
• частица силы 50 шт.. Получаем нагрев (L — нагреть) желтые камни инкрустрации.
• закатный хлопок 15 шт. измельчив (L — измельчить) масло стойкости 50 шт. + хлопковое полотно 50 шт.

Уровень усиления Бонус мастерства
+0 +5
+1 +10
+2 +15
+3 +20
+4 +25
+5 +30
+6 +35
+7 +40
+8 +45
+9 +50
+10 +55
+11 +60
+12 +70
+13 +80
+14 +90
+15 +100
I +120
II +160
III +220
IV +300
V +400

Что касается системы заточки ремесленной одежды, она, в своем роде уникальна. На нее не тратятся фейлы (всегда фиксированный шанс успешной заточки), однако при неудачном усилении тратится прочность предмета, а начиная с II уровня и выше, при неудачном усилении уровень заточки уменьшается. Ниже представлена таблица шансов успешного усиления для ремесленной одежды собирателя, в зависимости от уровня заточки.

Уровень усиления Шанс успешной заточки (%)
1 100
2 100
3 100
4 100
5 100
6 90
7 80
8 70
9 60
10 50
11 40
12 30
13 20
14 15
15 10
I 30
II 25
III 20
IV 15
V 6

Ремесленную одежду можно заточить при помощи таких предметов, как: Черный кристалл и Пропитанный магией черный кристалл.

Бижутерия

К основным плюсам ремесленной бижутерии можно отнести то, что он закрывает нам каждый вид ремесла (кулинария, сбор, алхимия и т.д.). Подробнее в данной статье мы на ней останавливаться не будем, поскольку на данном сайте есть прекрасный гайд по ремесленной бижутерии в БДО, включающий в себя способ получения, таблицы шансов заточки и количество получаемого мастерства. Подробнее можете прочесть тут.

Камень жизни

На самом деле, для сбора, в зависимости от нашего уровня «богатства и свободного времени» можно выделить три основных камня жизни, а именно:

  • Простой камень жизни (синяя рамка). Выбивается в лесу полли (грибы в Камасильвии), либо покупается на центральном аукционе. Дает нам шанс получения предметов при сборе +10%. Отличный выбор если вы только пришли в игру. Данный камень нельзя отремонтировать, а значит, после того как прочность предмета ушла в ноль, просто берем новый.

Совет. После того, как вы израсходовали прочность данного камня, не спешите его выбрасывать. Лучше его измельчить (L — измельчить), а полученные порошки оставьте на складе. Ими можно будет восстанавливать прочность камней, приведенных ниже.

  • Сердце хана: жизнь. Довольно дорогой камень, однако он нам закроет и кулинарию, и алхимию и другие профессии, а также даст +25 мастерства. Конкретно для сбора мы получим бонус к шансу получения предметов при сборе +12%. Проще всего будет купить его на аукционе, но можно и скрфтить. Для этого нам понадобятся:
    сконцентрированная магическая энергия Хана 1 шт. С малой вероятностью можно получить за убийство РБ Хан;
    алхимический осколок 400 шт. Получаем при измельчении алхимических камней (улучшаемых);
    частица силы 200 шт. Получаем путем нагрева желтых камней инкрустации;
    порошок леса 100 шт. Можно купить на аукционе, либо выбить с монстров в локациях Лес Альв и Луг Наван. Также можно собрать рабочими с нодов (например: Древо Руя, Ферма Бернито, Лес альв).
  • Блестящий камень жизни (желтого ранга). В отличии от предыдущего камня не дает нам мастерства, однако  бонусом увеличиваем шанс получения предметов при сборе +16%. Выходить в него стоит только на капе мастерства (2000) и то, вариант для извращенцев. В теории можно выкупить с аукциона, но… их выставляют так часто, что если вам удалось его выкупить то, считайте, вы выиграли огромный джек пот в лотерее (и то, последний вариант я думаю более реален), а заточить самостоятельно, возможно и даже относительно дешево, однако времени у вас на это уйдет крайне много. В любом случае, к выходу на кап профессии вы сами уже будете понимать, нужен он вам, или нет.

Что еще нужно знать

В данный подраздел включена информация, которую, как я считаю, необходимо знать перед тем, как заниматься сбором. В некоторых моментах мой сугубо субъективный взгляд, который может в корне отличаться от вашего. Немножко сумбурно и не структурировано, но все же:

  • Не следует покупать донатную внешку на сбор. Она вам не даст ровным счетом ничего. Куда важнее сделать костюм на ремесленный опыт. Делается он донельзя просто. Идем в Хидель и находим NPC Жорж Корбс и покупаем за 1 500 000 серебра Одежду собирателя-эксперта. Далее идем в донат шоп (F3) и покупаем купон на наряд (или можно просто подождать, иногда их дают бесплатно, по ивентам). После чего используем купон и вот у нас уже есть костюм собирателя эксперта, который дает 1 белую защиту, а также опыт при сборе + 10 % (на самом деле под забафом на опыт меньше, но об этом в следующем пункте).
  • Как считается бонус к опыту в сборе? Допустим с одного сбора мы получаем X опыта. Пусть X = 100%. Тогда, использовав эликсир зелени мы получим 100%+20%=120%. Использовав том ремесла и эликсир зелени мы получим 100%+20%+50%=170% и т.д. На этом примере я пытаюсь донести две вещи, а именно:
    во-первых не важно, в каком порядке использовать баф на опыт, конечный бонус на получаемый опыт все равно будет одинаковый;
    во-вторых чем больше у вас бафа на опыт, тем меньше (в процентном соотношении) мы получаем бонуса. Допустим, если на нас надет только костюм собирателя эксперта и больше нет бафа на ремесленный опыт, то мы действительно получим ровно 10% к получаемому опыту. Однако, если на вас висит баф от тома ремесла, эликсира зелени, то с костюма мы получим лишь (опять же, важно понимать, что в процентном соотношении) 100%+50%+20%=170%. 10/170 = 1/17 или 5.8%.
  • Энергия. При каждом сборе за один раз у вас тратится одна единица энергии. Однако с повышением мастерства профессии сбора, будет увеличиваться шанс того, что при сборе вы не потратите энергию. Кап данного бафа достигается на уровне Грандмастер 1. На данном мастерстве профессии есть 30% вероятность того, что при сборе вы не потеряете энергию.
  • Базово восстанавливается одна единица энергии в 3 минуты. Увеличить реген энки можно используя:
    1. Благословение Камасильва +2 к восстановлению энергии;
    2. Баф пристанища (о нем писалось выше) + 1 к восстановлению энергии;
    3. Во время отдыха на кровати в доме, либо на горячих источниках Дривенкурна + 1 к восстановлению энергии.
    Суммарно мы получаем + 4 к регенерации энергии за 3 минуты при сборе и +5 единиц энергии во время отдыха на кровати либо в горячих источниках;
  • Также восстановить энергию можно при помощи эликсиров энергии. Их можно (и нужно) покупать на аукционе, также их можно получить переливая энергию в банки у Алхимика Аллустина в Велии. Желательно это делать твинами. Всего банки энергии можно поделить на два основных типа, это донатные (покупаются в премиум магазине F3), либо получаемые игровым путем (обычные эликсиры энергии, которые можно купить на аукционе). Причем для двух данных типов банок время отката между повторным использованием составляет 10 минут, однако счетчик не связан. Т.е. Вы можете прожать одновременно как обычные, так и донатные банки. Это очень дорого, однако, если вы богатый в рублевом (ну или в любой другой валюте) человек, то бегом ко мне на стрим и го донатить? таким способом можно стоять на любом споте вечно. В противном случае, за редким исключением, используя обычные эликсиры энергии вы рано или поздно сольете всю энергию и придется ждать ее восстановления. Также банки (как покупные, так и обычные) делятся на следующие типы (по грейду): малый (восстанавливает 10 ед. энергии), средний ( 20 ед.), большой (30 ед.) и огромный (50 ед.).
  • На самом деле не слишком важно за какой класс собирать. Да, бытует мнение, что лучше собирать на шай (за счет большей вместимости инвентаря и 5% бафа к получаемому ремесленному опыту), либо ронине (за счет скорости), но, на мой взгляд куда важнее собирать на вашей основе, т.е. классе который действительно вам нравится. Различия настолько минимальны, что вы их, скорее всего, даже не заметите.
  • Питомцы. Для сбора очень и очень важно достать ежа. Ну точнее как достать, купить. В зависимости от ранга он дает бонус к шансу получения дополнительных предметов. На первом ранге такой шанс равен 10%, на максимальном 4 ранге (на данный момент, хотя в ближайшее время ожидается ввод питомцев пятого ранга) равен 40%. Данные предметы будут появляться в дополнительных ячейках и ими может быть все, что угодно (включая камни кафраса), кроме твердых и острых кристаллов (камней заточки). Всего существует два вида ежей, это золотой и обычный. Разницы между ними нет (за исключением внешнего вида), можно выбирать любого. Также неплохо было бы, сделать питомцев с бафом на ремесленный опыт и опыт сбора, но это дорого и не обязательно. Если вам интересно узнать подробнее про систему улучшения и навыков, можете прочесть данный гайд по питомцам.
  • На сборе, где нужно убивать мобов (например мясо, кровь) некоторым персонажам (например волшебница, волшебник, нова и т.д.) важна скорость навыков. И на мой взгляд, куда профитнее будет надеть внешку на скорость навыков, чем на ремесленный опыт, а оставшиеся пункты в шкале скорости навыков добить камнями инкрустации.
  • Шкала сбор отвечает за скорость сбора. Следовательно следует всегда держать ее заполненной  на 5 отрезков (смотрится в меню персонажа P). На самом деле 3 из 5 отрезков закрываются гильдийным бафом, оставшиеся 2 камнем жизни, или круассаном, или эликсиром зелени и т.д.), так что важно вступить в гильдию.
  • Существует гильдийный баф на опыт сбора, который накладывается на один час. Иногда можете простить своего клан лидера, что бы он его включал.
  • Возможно будет дополнено.

Как прокачать сбор новичку

Важно. Данный подраздел предназначен конкретно для новичков в игре. Если же вы играете уже давно и решили удариться в сбор, то вам бы я посоветовал, взять IV-ю бижу Кераноа, IV одежду собирателя маноса, а также IV инструмент Маноса, догнать показатель мастерства сбора хотя бы до 1250 и посмотреть нравится ли вам этим заниматься. Если да, то постепенно выходить в V/IV круг.

Для прокачки непосредственно самой профессии в игре, на мой, сугубо субъективный взгляд, существует только три вида сбора, а именно:

Важно. В дальнейшем здесь появится видео с указанными ниже местами, но не раньше чем после новогодних праздников. Если возникают вопросы можете задать их на стримах. Все покажу и расскажу.

  1. Сбор травы. Является самым быстрым в плане апа мастерства профессии. Топ спот для сбора травы находится под медвежьей. Необходим серп. Из минусов — наверное самый не профитный вид сбора.
  2. Сбор камня. Второй по скорости прокачки. Собирают камень обычно на могиле мучеников. Из плюсов, во-первых весь сбор проходит буквально на одной точке, т.е. вам не нужно много бегать. Энергия сливается максимально быстро, т.е. удобно если у вас мало времени, а также с последним обновлением к плюсам можно отнести близость к спотам Валенсии, где новичку сейчас очень и очень выгодно фармить мобов.
  3. Сбор дерева. Также как и травку, для прокачки мастерства можно использовать спот возле медвежьей деревни. В плане прокачки самый худший из приведенных вариантов. Долго сливается энергия, а опыта сбора меньше чем на траве, либо камне, но, в то же время, самый профитный.

Следует понимать, что до 1250 мастерства сбора, профита (прибыли) в сборе нет. Точнее есть, но она минимальна. Поэтому, если вы новичок в игре, я бы советовал следовать следующему алгоритму:

  1. Идем к npc Норма Рейт и берем у нее за 50 очков влияния инструмент, в зависимости от выбранного спота для прокачки;
  2. Если серебра мало, берем любую бижу и любую одежду собирателя, в зависимости от вашего бюджета
  3. Идем на сам спот и сливаем энергию;
  4. Пока энергия восстанавливается фармим Валенсию (например тюрьму пиллап или серную шахту);
  5. Потихоньку докачиваем мастерство сбора до ГрандМастер1;
  6. Далее, ваша цель выйти в IV бижутерию Кераноа, IV (и не слушайте тех, кто вам советует выходить в III Манос, это бред, поскольку разница между полным кругом IV Кераноа и III маносом всего в 30 мастерства, что на начальных этапах не играет большой роли, но в то же время на сэкономленные деньги вы сможете купить Камень жизни: Хан, который во-первых даст вам 25 к мастерству сбора, а во вторых будет с вами очень и очень долго) инструмент Маноса (в зависимости от вида сбора, которым вы в дальнейшем хотите заниматься) и IV одежду собирателя Маноса. И поверьте, почти наверняка будет дешевле купить на аукционе, нежели заточить. Пока в указанное снаряжение не вышли, продолжаем фармить Валенсию, поскольку до 1250 мастерства она вам будет профитнее, нежели сбор;
  7. Как только вы вышли в указанное выше снаряжение и закрыли кап мастерства в 1250, можете потихоньку начинать комбинировать сбор и фарм на Валенсии. А еще лучше сбор и другую профессию (тесак для кулинарии, шприц для алхимии, нож для шкур для обработки).
  8. В конечном итоге ваша цель сведется к тому, чтобы закрыть максимальны порог в сборе, который равняется 2000. Делается это, например с IV кругом бижутерии маноса, V-ми инструментом и одеждой собирателя Маноса, а также под бафом круассана с морепродуктами и Камнем жизни: Хан на 28 специалисте сбора.

Вообще, данный пункт писался максимально в спешке и будет еще дополняться и перерабатываться. Если у вас еще остались вопросы, буду рад вас видеть на своих стримах. Спасибо за внимание